Льюис Кэрролл, Энтони Хопкинс, Робин Уильямс, Билл Гейтс — пожалуй, самые известные люди с той или иной степенью аутизма. Аутизм - это данность, с которой мы сталкиваемся ежедневно. Год от года количество людей с расстройством аутистического спектра (РАС) растет. Так, по данным Центра по контролю и профилактике заболеваний США, в 2020 году во всем мире РАС встречался у каждого 54-го ребенка, что на 10 процентов больше, чем по статистике 2018 года. В России эта цифра еще выше.
С 2008 года 2 апреля во всем мире отмечают День распространения информации об аутизме. Расстройства аутистического спектра — нарушения психического развития, которые наступают в младенчестве или детстве. Они, чаще всего, приводят к трудностям в общении, взаимодействии с другими, соблюдении общепринятых правил, ограниченности интересов, стереотипности (бессмысленному повторению) фраз, движений.
Из 78 семей, состоящих в ООРДИ «Созвездие», порядка 30 процентов воспитывают детей с РАС. С 2019 года эти дети получили возможность посещать занятия по прикладному анализу поведения (Applied behavior analysis, ABA), которые проводит педагог-психолог, специалист по АВА Елена Семенцова.
— В «Созвездии» я проводила занятия с особенными детьми в рамках программы «Скоро в школу». Руководители центра предложили мне пройти обучение на курсах прикладного анализа поведения. При содействии благотворительного фонда «ОМК-Участие» прошла три модуля в Москве у одного из ведущих специалистов по АВА Юлии Эрц из Израиля. Мне понравился кропотливый ответственный подход к изучению поведения и способов по его изменению в лучшую сторону. Еще будучи студентами, на практических занятиях мы отмечали, как быстро при помощи научного подхода АВА, могут наступать изменения в поведение ребенка, — рассказывает Елена.
Сейчас занятия АВА посещают несколько детей с РАС от 9 до 13 лет. У большинства ребят диагноз проявляется в нарушениях речи, взаимодействия с окружающими, соблюдении правил поведения. Причины и характер затруднений могут отличаться:один ребенок не говорит, потому что имеет физические причины, а другому может быть просто неинтересно общаться с окружающими.
— Зачастую такие дети живут в своей среде из особенных звуков и образов. Им там привычно и комфортно. Контактировать с окружающими, будь то сверстник или взрослый, это значит выйти из комфортной среды, испытать стресс. Поэтому детям с РАС бывает сложно выразить мысли словами, попросить о помощи, заявить о своих потребностях, как это делают обычные люди. Такой «просьбой» становится крик, агрессия, нежелательное поведение. Ребенок хочет отдохнуть, у него болит голова, он что-то хочет, но не может сказать об этом, не знает как попросить, чтобы прекратилась нежелательная деятельность. Поэтому он кричит, убегает, может ударить себя или другого. Одна из основных наших задач на занятии – дать ребенку инструменты общения, научить просить желаемое и избегать нежелаемого приемлемым способом, комфортным для него и окружающих, — объясняет Елена.
На занятиях Елена с помощью четких инструкций, постепенного усложнения заданий, визуальных образов — картинок, расписаний, таймера, — помогает подопечным наладить распорядок дня, выполнение домашних заданий, соблюдение правил жизни в обществе.
Например, родители Антона (имя изменено) обратились с запросом наладить учебный процесс дома. Мальчик никак не хотел делать уроки, кричал, устраивал многочасовые истерики. Усадить его делать уроки было реальной каждодневной проблемой, хотя интеллектуально ребенок развит неплохо.
— Чтобы организовывать процесс, начинали с малого: две минуты посидел, позанимался — получил что-то приятное. Постепенно увеличивали время работы и сложность заданий. Дошли до того, что мальчик самостоятельно делает уроки 15 минут, после чего 5 минут отдыхает или играет. Истерики прекратились. По сигналу таймера ребенок прекращает приятную деятельность и садится за уроки. Очень приятно видеть хорошие результаты, изменения в поведении и освоении новыми навыками у ребят. Процесс этот бывает сложным и небыстрым, но работа в команде (ребенок, педагог, родитель) делает шансы на успех высокими. Направления работы определяются во время диагностики, а уже после начинаем развивать «западающие» навыки. Стараемся сделать детей более самостоятельными, — отмечает педагог.
Елена соглашается, что грамотное и объективное информирование о проблемах РАС — важный шаг к более лояльному отношению к детям с этим диагнозом. Она приводит в пример центр «Созвездие», где дети и взрослые с инвалидностью или ОВЗ — одна большая семья, в которой все принимают друг друга и стремятся помогать.
— У каждого из нас есть особенности, независимо от состояния здоровья. Все мы хотим быть принятыми с нашими особенностями, хотим быть нужными, любимыми. Дети с РАС тоже этого хотят. Информирование о том, что такое аутизм будет способствовать большему принятию обществом особенных детей, уменьшению страха перед ними, перед проявлением их особенностей, как перед чем-то неизвестным, непонятным. Это такие же дети, просто им нужно чуть больше помощи и внимания, — подчеркивает Елена Семенцова.
Что может сделать каждый из нас для того, чтобы людям с РАС в этом мире было комфортно? Больше знать об аутизме, понимать окружающих и быть терпимее. Мы предлагаем познакомиться с основными фактами об аутизме, они представлены на инфографике, которую разработали наши коллеги из РОО «Контакт». Давайте говорить об аутизме открыто и учиться принимать самых разных людей.