Семенцова Елена Ивановна
Психолог,
старший инструктор по прикладному анализу поведения (АВА)
Образование
2019 г. - Владимирский государственный университет по специальности педагог-психолог.
2018 г. - Обучение на первом модуле сертифицированной программы по Прикладному анализу поведения уровня ВСВА «Базисные принципы Прикладного анализа поведения (АВА) и процедуры для изменения поведения».
2018 г. - Обучение на втором модуле сертифицированной программы по Прикладному анализу поведения уровня ВСВА «Методы оценки и развития речевых навыков».
2019 г. - Обучение на третьем модуле сертифицированной программы по Прикладному анализу поведения уровня ВСВА «Обучение и коррекция поведения».
2022 г. - Обучение на четвертом модуле сертифицированной программы по Прикладному анализу поведения уровня ВСВА «Курация поведенческих программ».
Дополнительная информация
2015 г. - Повышение квалификафии в АНМЦ «Развитие и коррекция» по дополнительной профессиональной образовательной программе: «Основы деятельности тьютора в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (с учетом требований ФГОС»).
2016 г. - Обучение по курсу «Арт-терапия: многообразие подходов».
2019 г. Обучение в учебно-коррекционном центре «Развитие» г.Н.Новгород по теме «Индивидуальный образовательный маршрут детей с ОВЗ».
2019 г. - Тренинг базового уровня (1,2,3,4 модули) языковой программы Макатон в России для специалистов. Ведущая: региональный тьютор программы Макатон в России Е.Н.Лебедева, РБОО «Центр лечебной педагогики».
2016 г. - Участие в IX международной научно-практической конференции «Иппотерапия. Адаптивный конный спорт. Опыт и перспективы» г.С-Петербург, национальная федерация иппотерапии и конного спорта инвалидов (Россия).
2018 г. - Участие в работе Международной научно-практической конференции по улучшению качества жизни детей и молодежи с тяжелыми и множественными нарушениями развития «Ценность каждого» (г.Москва), РБОО «Центр лечебной педагогики».
2018 - 2019 гг. - Участие в X и XI Всероссийских молодежных научных конференциях «Научный потенциал молодежи – будущее России», проводимых в рамках Всероссийских научных «Зворыкинских чтений» «Молодежь России» с докладами: «Влияние привязанности на развитие и жизнь человека», «Диагностика расстройства привязанности у детей на разных возрастных этапах».
Опыт работы:
ГКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г.Выкса» воспитателем у детей подросткового возраста в трудной жизненной ситуации.
Одновременно осуществлялась деятельность в ООРДИ «Созвездие». Для программы «Иппотерапия», проходящей в детском центре, был разработан диагностический инструментарий для оценки состоянии развития (психосоциальное и физическое развитие, изменения в психоэмоциональной и личностной сферах, специализированная деятельность) ребенка с нарушениями развития до и после прохождения курса иппотерапии. Проводилось диагностическое и контрольное исследование по разработанным методикам.
Реализовывала программу для детей-инвалидов «Скоро в школу» по подготовке детей с особенностями к школьному обучению.
С 2019 года и до настоящего времени работает специалистом по прикладному анализу поведения (АВА) в ООРДИ «Созвездие». Осуществляет консультационную психологическую помощь родителям.
Медиа-ссылки:
Интервью на Всемирный день распространения информации об аутизме
http://detisozvezdie.ru/index/novosti/ob-autizme.html
Поездка в г.Чусовой по обмену опытом
https://www.instagram.com/p/CZrYYeHM0M7/?utm_medium=copy_link
Что такое АВА?
АВА – научная дисциплина, которая изучает поведение человека, его причины, последствия и использует специальные методы для улучшения социально-значимого поведения.
Прикладной анализ поведения опирается на идею, что любое поведение влечет за собой некоторые последствия, и если ребенку последствия нравятся, он будет это поведение повторять, а если не нравятся, то не будет.
Поведение человека – это все, что делает человек.
Прикладной анализ поведения (АВА) применяется в случаях, когда:
- ребенок проявляет нежелательное поведение: крик, агрессия (попытки ударить или укусить, отталкивания, пинки и т.д), аутоагрессия (попытки ребенка нанести удары самому себе), другие формы поведения, препятствующие обучению и развитию);
- ребенок плохо реагирует на запреты;
- не умеет ждать;
- не говорит или имеет проблемы в речи, не понимает обращенную речь;
- имеет трудности с обучением туалетному навыку;
- имеет трудности общения и взаимодействия с детьми или взрослыми;
- не умеет играть (настольные, ролевые, сюжетные и др. игры);
- не умеет себя занять;
- имеет трудности с чтением, письмом, другими учебными навыками и т.д.
Как происходит работа?
1 этап. Знакомство. Сотрудничество
Первые занятия посвящены созданию теплой атмосферы с помощью игр и любимых занятий ребенка. На этом этапе происходит оценка предпочтений и потенциальных поощрений ребенка. Ребенок учится сотрудничать со специалистом, выполнять простые требования.
2 этап. Тестирование навыков. Написание индивидуальной программы развития.
На этом этапе происходит диагностика умений ребенка. Совместное с родителями определение целей для обучения, исходя из возможностей и умений ребенка и пожеланий родителей. После того, как цели определены, происходит составление индивидуальной программы развития ребенка. Программа составляется в двух экземплярах. Один остается у специалиста, второй отдается на руки родителю. Программа составляется примерно на полгода. Она видоизменяется в соответствии с продвижением ребенка.
3 этап. Обучение необходимым навыкам. Мониторинг прогресса.
Далее начинается работа по приобретению навыков с ребенком в соответствии с индивидуальной программой развития. Все данные, реакции ребенка, результаты фиксируются в процессе занятия, заносятся в бланки и таблицы. По результатам работы строятся графики, составляются отчеты. Осуществляется видеозапись занятий.
Все этапы работы специалиста контролируют куратор и супервизор. Они получают и изучают необходимую информацию о ребенке, видео занятий и при необходимости вносят коррективы в процесс.
Это необходимые условие для того, чтобы иметь возможность осуществлять мониторинг прогресса, корректировать деятельность, методы и направления работы в зависимости от успехов ребенка.
Использование поощрений
Поощрение на занятиях АВА – что-то приятное, желаемое для ребенка, предоставляется сразу после правильной реакции и способствует закреплению правильного поведения в будущем.
Что может быть поощрением:
- игрушки;
- что-то вкусное;
- любимая деятельность (щекотка, качание, компьютерные игры, игры со взрослым, пестушки, смешные выражения лица и др)
- похвала,
- призы,
- наклейки,
- жетоны и т.д.
Сначала ребенок получает поощрение после каждой реакции. Постепенно, когда он овладевает навыком, поощрения предоставляются все реже. Они переводятся в форму, удобную для использования в естественной среде (например, похвалу).
Использование подсказок
Безошибочное обучение – это стратегия использования подсказок при обучении. Делает процесс максимально успешным и эффективным.
Виды подсказок:
- физическая помощь (специалист делает задание рукой ребенка, направляет руку ребенка и т.д);
- моделирование (показ желаемого поведения);
- визуальные (картинки, напечатанные инструкции т т.д);
- словесные;
- двигательные (указывание, постукивание, направленный взгляд);
- позиционные (подвинуть предмет поближе к ученику);
- подсказки-медиаторы (чрезмерно большой размер, яркий цвет и т.д)
Цель обучения: придти к самостоятельным реакциям ребенка, постепенно полностью убирая подсказки.
Применяя принципы АВА профессионально, мы помогаем людям: детям, их семьям, обществу – и, таким образом, улучшаем мир.