«Сила внутри меня»: Найти опору

С рождением ребенка с инвалидностью жизнь родителей, особенно матери, кардинально меняется. Они лишаются привычного уклада жизни: теперь нет возможности свободно пойти в гости или отправиться на курорт, часто приходится против воли изолироваться от друзей, о карьере можно забыть. 

На смену приходят негативные эмоции, появляется чувство вины, грусть и обреченность. Справиться с этим состоянием, убрать вину, разубедить грусть, перестроить эмоции таким образом, чтобы они не тянули ко дну, а давали сил на новые шаги вперед, призвана психотерапия.

В рамках проекта «Сила внутри меня» центра «Созвездие», который получил поддержку Фонда президентских грантов, ведущие специалисты в области психотерапии оказывают помощь выксунским родителям, воспитывающим детей с инвалидностью. В январе и начале февраля для родителей прочли курс теоретических лекций, разобрали теорию ролей и чувств, что такое психодрама и «Я-концепция», как работает психологическая защита.

С февраля в «Созвездии» проходят семинары педагога-психолога Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра при Московском государственном психолого-педагогическом университете Натальи Волгиной. На групповой терапии эксперт главного психологического ВУЗа страны при помощи психодрамы пытается вместе с родителями определить их проблемы, найти эмоции, которые мешают в повседневной жизни и при общении с ребенком, чтобы после реконструировать их и довести родителей до «ресурсного состояния».

— Психодрама — метод терапии, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира человека. Он позволяет развить творческий потенциал и расширить возможности адекватного поведения и взаимодействия с людьми. Проще говоря, практически в игровой форме, разбирая конкретные ситуации, люди успешно раскрывают и находят внутренние проблемы, которые раньше просто не замечали, — объясняет Наталья Николаевна. — Задача психотерапии — дать родителю опору. Ведь что такое самостоятельность? «Сам стою». Но, чтобы уверенно стоять, нужна опора. Мы хотим дать родителям эти опоры.

Чтобы достичь искомого «ресурсного состояния», то есть такого состояния, когда родитель готов и способен делиться с ребенком своей энергией, расходовать ее на занятия, уход, игры, Наталья Волгина предлагает использовать собственные негативные эмоции. Так, большое внимание уделили чувству вины, возникающему у родителей детей с инвалидностью. Эксперт подчеркивает, что в абсолютном большинстве случаев инвалидность ребенка — стечение обстоятельств, вины родителей в этом нет. Но справиться с ним самостоятельно получается не у всех.

— Вина тянет за собой раздражительность, злобу, отчаяние: так будет всегда, ничего не изменить, жизнь будет только тяжелее. Терапия помогает заглянуть внутрь себя, найти причины этого негатива. Мама говорит: «Я чувствую себя виноватой перед ребенком, потому что ленюсь». А на самом деле выясняется, что она просто сильно устала, исчерпала все силы. Ей нужен отдых, после которого она с новыми силами сможет заниматься с ребенком, — рассказывает Наталья Волгина.

О том, что проект оказался своевременным, помогая родителям преодолеть последствия пандемии, когда многие дети растеряли годами нарабатываемые результаты, говорят и участники и организаторы. Наталья Волгина отмечает, что если одни родители во время самоизоляции горевали и злились, то другие использовали это время как шанс: пошли учиться и искать возможность самостоятельно развивать ребенка, на практике по новому взглянули на своих детей, пересмотрели подходы, методики, и продолжают давать результат. «После двух дней занятий девушки, которые пришли сюда с ворохом проблем, уходят в приподнятом настроении. Это очень важно: мама придет домой с новыми эмоциями и совсем по-другому будет вести себя с ребенком», — подчеркивает Наталья Николаевна.

Позитивно оценивают результаты групповой терапии и сами участники.

 — Для меня программа была очень полезной. Я сделала выводы, уже решила, что нужно изменить в себе, чтобы найти новые ресурсы и возможности. Эмоции самые положительные, и групповая терапия и индивидуальны встречи, уверена, помогут родителям выбраться из кризиса после пандемии и самоизоляции, — говорит Евгения.

С ней согласна и еще одна мама: «Я пришла на встречу с личными проблемами, не ладилось общение с окружающими. В ходе семинара поняла, что проблемы все во мне, внутри. Обнаружила подводные камни, которых прежде не замечала. Занятия в группе хороши тем, что даже проигрыва чью-то ситуацию, ты в ней находишь моменты, в которых узнаешь себя. И, глядя на это со стороны, делаешь выводы. Многого мы не знаем, хорошо, что есть профессионалы и такая возможность, научиться и почерпнуть хороших эмоций». 

 

ЗАДАЙТЕ СВОЙ ВОПРОС